вторник, 30 сентября 2014 г.

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИИ ДОШКОЛЬНИКА

Летягина И.А., воспитатель МБДОУ ДС № 481, вторая категория
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Все это вносит в процесс обучения игровой стержень, создает условия для интеграции игровой и учебной деятельности, что повышает познавательную активность детей.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры педагога с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.

Игровая обучающая ситуация (ИОС) - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
·  она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
·  оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
·  в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
·  игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
·  воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиям, через которые и осуществляется дидактическая цель.
С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.
Исследованиями выявлено 3 типа игровых обучающихся ситуаций: ИОС с игрушками аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС - путешествия.
Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Главный смысл использования игрушек аналогов - это сопоставление живого (или картины с его реалистическим изображением) с неживым аналогом в сравнении внешнего облика, способов поведения. Это помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Использование игрушки-аналога в сюжетной игре помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения. В связи с широким использованием таких игрушек выдвигаются определенные требования и их качеству: она должна быть узнаваема, ее форма не должна вызывать сомнений к принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка, независима от материала, должна быть «доброй», привлекать внимание детей, взрослых.
Планируя сюжетно - ролевые игры можно включать следующие игровые ситуации с игрушками-аналогами с детьми младшего дошкольного возраста: «рыбки живые и игрушечные», где детям дают представления о строении рыб, на примере живой рыбы. Цель таких игр - определить основные различия живой и игрушечной рыбы: живые обитают в воде, игрушки - на полке, неживые не могут плавать, не едят корма, но для них можно «сварить» в кухонном уголке кашу. Аналогично проводятся игры с живой кошкой и игрушечным котенком, изображением (реалистическим) домашних птиц и игрушек аналогов (богородские клюющие куры). Интересны для детей младшего дошкольного возраста игры, где к детям приходят гости (игрушечный заяц, белка и т. д.) для того, чтобы узнать о жизни настоящих животных.
Для детей старшего дошкольного возраста также используются в сюжетных играх ИОС, но задачи усложняются. Например, «Школа для игрушечных зайцев» (белок, ежей и т. д.) с использованием игрушки «Мудрой совы» или «Ученого филина», где дается представление о лесе, как о сообществе растений и животных, о приспособленности к жизни в лесу диких животных. В сюжетной игре старших дошкольников можно сравнивать игрушечную елку с живой елью, растения леса, лекарственные травы, цветы, где учат сравнивать муляжи с настоящими растениями, правильно собирать растения, грибы, дать представления о съедобных и ядовитых грибах и растениях.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.
Здесь можно использовать такие ИОС как, «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах», «Айболит рассказывает о пользе комнатных растений», «Рассказ колобка о том, как получается мука», «Чипполино и огород на окне», «Кот Матроскин учится ухаживать за домашними животными», «Рассказ Буратино о деревьях, о пожаре в лесу», «Красная Шапочка собирает грибы».
Третья группа ИОС - это игры-путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму. В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль - экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой и - это главное в подобном типе ИОС в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного мира.
При планирования игр для старших дошкольников можно использовать следующие ИОС «Посещение животноводческой фермы» (уточнение представлений о с/х животных, содержание на ферме, уход, их использование, знакомство детей с трудом животноводства), «Экспедиция в Африку на северный полюс» (углубление представлений детей о природе северного края, приспосабливаемость животных к условиям севера, труд полярников), «Путешествие в Африку» (представление об Африке, ее климате, пустынях, экзотических африканских животных, их образе жизни), «Фотоохота в лесу» (видеть интересные явления в природе, наблюдения за цветущими растениями, поведением животных, особенности их внешнего облика).

Все ИОС требует от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит занятие с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т. к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Комментариев нет:

Отправить комментарий