среда, 1 октября 2014 г.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС.

Усова Е.М.
воспитатель  филиала МАДОУ ЦРР №17 г. Челябинска

Воспитание у детей с дошкольного возраста  - ответственности за судьбу родной природы, привлечение к  помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого, подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня. 
 В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
В  дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества: как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование,  игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать свое мнение, озвучивать чувство.    Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам, владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности. 
 Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологической культуры – это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанно - правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями, введением федеральных государственных образовательных   стандартов.  В соответствии с ФГОС экологическое воспитание детей дошкольного возраста входит в образовательную область - познавательное  развитие, где решаются следующие задачи:  развитие интересов у детей любознательности и познавательной мотивации, формируются первичные представления об объектах окружающего мира, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Мы знакомим детей с художественным произведением, произведением  фольклора во время  экологического воспитания, в связи с этим  в соответствии с ФГОС  так же идет интеграция с такими областями, как речевое и художественно - эстетическое развитие. Где так же решаются  следующие задачи: обогащение активного словаря, знакомство с книжной  культурой,  детской литературой,  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, предполагает развитие предпосылок  ценностно-смыслового  восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о художественной литературы,  фольклора.
Приведем пример экологического образования в нашем дошкольном образовательном учреждении: в младшей группе детского сада имеется экологический уголок (уголок природы). Так же есть лаборатория юного исследователя, в которой есть все необходимое для проведения различных опытов. Создана мини-библиотека с различными  энциклопедиями, книгами о природе. Огород,  где  группа имеет свою грядку, на которой дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок сада, цветники; занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.
Работа с детьми на этом не остановиться.  В наших планах создать экологическую полицию, члены которой дети. У нее будет своя форма: зеленые пилотки и зеленые галстуки. Это конечно такая игра, но у детей  будут  свои  права и обязанности (надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки).
 Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.  Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Каждый день пребывания детей в детском саду должен быть интересным и насыщенным. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсии, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Игры-ребусы, игры-опыты, дают новые впечатления о жизни и труде людей о состоянии и ее изменениях, пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности, предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В  играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Проблему  формирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители  участвуют в праздниках, экологического содержания, не просто зрителями, а активными участниками, участвуют  в традиционных конкурсах на лучшую поделку из природного материала, изготовление кормушек, семейных рисунков на тему природы. Также нами разрабатываются и в дальнейшем будут введены такие формы работы с родителями, как КВН, викторины совместные вечера досуга, брейн – ринги.
Итак,  проблема познавательного (экологического) развития на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических исследованиях. Первые шаги  по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста нами уже сделаны: созданы  экологические уголки, лаборатория  юного исследователя, мини-библиотека, огород, цветники, разработана схема экологической тропы. Продолжается подготовка разнообразного интересного дидактического материала, сценариев викторин, КВНов, праздников, различных картотек.



Комментариев нет:

Отправить комментарий