Усова Е.М.
воспитатель
филиала МАДОУ ЦРР №17 г. Челябинска
Воспитание у детей с дошкольного
возраста - ответственности за судьбу родной природы,
привлечение к помощи в охране природы, экологическое
воспитание всего населения, а особенно молодого, подрастающего поколения - одна
из актуальных задач сегодняшнего дня.
В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
В
дошкольном учреждении ребят знакомят с
природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе
приобретенных знаний формируются такие качества: как реалистическое понимание
явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить,
эстетически относиться ко всему живому.
Во
взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект.
Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды
деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить
собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то,
что наблюдает, правильно выражать свое мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является:
эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная
самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной
окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам, владение
средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.
Все вышесказанное позволяет отметить, что
формирование экологической культуры
– это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к
природе. Осознанно - правильное отношение к природе является важной,
необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется
современными условиями, введением федеральных государственных
образовательных стандартов. В соответствии с ФГОС экологическое
воспитание детей дошкольного возраста входит в образовательную область - познавательное развитие, где решаются следующие задачи: развитие интересов у детей любознательности и
познавательной мотивации, формируются первичные представления об объектах
окружающего мира, представлений о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы.
Каждое
знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие,
яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают
доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на
совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Совершенствуется
умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать,
рассказывать, описывать.
Мы
знакомим детей с художественным произведением, произведением фольклора во время экологического воспитания, в связи с этим в соответствии с ФГОС так же идет интеграция с такими областями, как
речевое и художественно - эстетическое развитие. Где так же решаются следующие задачи: обогащение активного
словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование
элементарных представлений о художественной литературы, фольклора.
Приведем
пример экологического образования в нашем дошкольном образовательном
учреждении: в младшей группе детского сада имеется экологический уголок (уголок
природы). Так же есть лаборатория юного исследователя, в которой есть все
необходимое для проведения различных опытов. Создана мини-библиотека с
различными энциклопедиями, книгами о
природе. Огород, где группа имеет свою грядку, на которой дети
высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними,
наблюдают за их ростом. Так же есть уголок сада, цветники; занятия, где особое
место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают
растения, цветы, деревья как живые существа.
Работа
с детьми на этом не остановиться. В
наших планах создать экологическую полицию, члены которой дети. У нее будет своя
форма: зеленые пилотки и зеленые галстуки. Это конечно такая игра, но у детей будут
свои права и обязанности (надо
подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить
чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде,
насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки).
Во время работы с натуральными природными объектами
важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.
Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду
экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир,
самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая
за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с
ними.
Один
из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа.
Экологическая тропа – это специально
разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе
осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось
ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными
явлениями и видами труда в природе.
Каждый
день пребывания детей в детском саду должен быть интересным и насыщенным.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально
организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсии, игровой и
исследовательской деятельности, чтения книг на занятиях по изобразительному
искусству и музыкальных занятиях.
Игры-ребусы,
игры-опыты, дают новые впечатления о жизни и труде людей о состоянии и ее
изменениях, пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к
ней, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной
деятельности, предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности,
сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В играх дети применяют свой жизненный опыт и
отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Проблему
формирования экокультуры можно и нужно
решать с помощью родителей. Родители
участвуют в праздниках, экологического содержания, не просто зрителями,
а активными участниками, участвуют в традиционных
конкурсах на лучшую поделку из природного материала, изготовление кормушек,
семейных рисунков на тему природы. Также нами разрабатываются и в дальнейшем
будут введены такие формы работы с родителями, как КВН, викторины совместные
вечера досуга, брейн – ринги.
Итак, проблема познавательного
(экологического) развития на протяжении многих лет занимает одно из ведущих
мест в педагогических исследованиях. Первые шаги по воспитанию
экологической культуры детей дошкольного возраста нами уже сделаны: созданы экологические уголки, лаборатория юного исследователя, мини-библиотека, огород,
цветники, разработана схема экологической тропы. Продолжается подготовка
разнообразного интересного дидактического материала, сценариев викторин, КВНов,
праздников, различных картотек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий