понедельник, 26 мая 2014 г.

Знакомство детей дошкольного возраста с профессией спасателя-пожарного

  Овсянникова Ю.В. воспитатель высшей категории, МБДОУ ДС № 9
Первостепенными задачами ДОУ  и семьи является охрана здоровья детей и их безопасности жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развитие понимания детьми правил и основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.

Одной из важных задач формирования безопасного поведения у дошкольников является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара. Именно в этом возрасте возникают благоприятные условия для воспитания чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить опасную ситуацию или сориентироваться в сложной ситуации.
Актуальной проблемой, считаю, формирование у детей  осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание  постоянно открывать что-то новое, непосредственность детей часто ставит их перед реальными опасностями. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами,  в доступном месте хранятся спички и зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме необходимо заниматься уже  с дошкольного возраста вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.
В нашей группе работа начиналась с создания уголка по пожарной безопасности, проведения познавательных бесед: «Спички детям не игрушка», «Огонь, друг или враг?», «Кто защитит нас от пожара?»… Проведение бесед, занятий  сопровождается показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Главное на таких занятиях  - показать, что неумелое обращение со спичками, нарушение правил поведения в природе может привести к пожару или другой чрезвычайной ситуации.  Кроме того, в процессе разнообразных видов деятельности важно  расширить представления детей о потенциально опасных предметах, несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правилам пользования бытовыми приборами. Так как дошкольникам не нравятся строгие назидания, поучения и предупреждения, широко используется художественное слово: загадки, стихи, поговорки, сказки. Поэтому были собраны картотеки:
– иллюстраций о работе спасателей-пожарных;
– стихов и рассказов об этой профессии;
– загадок.
Для того чтобы  вызвать у детей  интерес к проблеме безопасности,   ценности собственной жизни и здоровья, сформировать основные правила безопасного поведения: пожарной, безопасности в природе, в общении с чужими людьми  и научить правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, был подобран комплекс игр и занятий. Дидактические игры:
– «Что нужно пожарным?». Игровая задача – быстро и правильно подобрать картинки с изображением пожарной тематики.
– «Диалоги по телефону». Игровая задача- научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
– «Помоги спасателям-пожарным». Игровая задача – быстро и правильно выполнять поручения.
– «Можно-нельзя». Игровая задача – быстро и правильно подобрать ответ к ситуации.
– «Огонь, друг или враг?». Задача –  знакомить детей с правилами пожарной безопасности и осторожным обращением с огнем
Детям очень понравилось играть в сюжетно-ролевые игры: «Мы спасатели», «Служба 01» где они познакомились с профессиями – диспетчер, репортер, врач скорой помощи. Хочется отметить, что в этой работе дети сумели вжиться в образ спасателя, прочувствовать свою значимость  и важность дела, которым они занялись для окружающих людей, что значительно стимулирует их к усвоению норм и правил безопасного поведения.
Кроме того, проводилась экскурсия в пожарную часть №11, целью которой было знакомство детей с трудом взрослых, формирование интереса к профессии пожарный. Дети получили множество положительных эмоций, познакомились с настоящими пожарными, увидели вблизи пожарную технику, посидели в кабине пожарной машины, познакомились с экипировкой пожарных,  померили каску пожарного. В конце дети подарили пожарным коллаж, выполненный в группе.
Можно сказать, что достигнуто главное – дети не только знают основные правила личной безопасности при пожаре, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях, учатся отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих их людей и объектов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий