Вахитова
А.Р.,
воспитатель
МАОУ №477 г.Челябинск
Дети
дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям:
количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше
ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с
другом, способствуют формированию понятий.
Самостоятельная математическая
деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми программного
учебного материала. Ребенок, проявляя самостоятельность в выборе игрового
материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов, приобщается
к сложному интеллектуальному труду.
деятельности в уголке занимательной математики
направленно на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса
к занимательным играм. Вся работа в уголке организуется с учетом индивидуальных
особенностей детей. Предлагаются ребенку игру, ориентируясь на уровень его
умственно и нравственно- волевого развития, проявление активности. Вовлекаются
в игры малоактивные, пассивные дети, заинтересовывают их и помогаю освоить
игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоение игр. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил
задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны воспитателя
должно быть направленно на постоянное развитие детской самостоятельности,
инициативы творчества, которое реализуется в различных формах работы.
Педагогу
важно создать развивающую предметно-пространственную математическую среду для организации самостоятельной деятельности детей. Для этого должен быть оформлен математический уголок.
Организация уголка осуществляется с активным участием детей, что способствует
созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желание играть.
В художественном оформлении уголка необходимо использовать геометрические
орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской
литературы. Подбор игрового материала определяется возрастными возможностями и
уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный
материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать деятельность для себя.
Занимательные тетради формируют элементарные геометрические
представления у дошкольников. Развивает у них память, внимание, логическое
мышление, создают условия для работы над графическими диктантами. Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение
предмета, что поможет организовать деятельность детей в занимательной форме. Этому же будет способствовать специально
составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры занимательный материал, предложенный в
виде речевых игровых приёмов: авторских пальчиковых игр, загадок.
В результате использования практических действий в самостоятельной
математической деятельности дети познают свойства и отношения объектов, чисел,
арифметические действия, величины и их характерные особенности,
пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Дети достаточно хорошо должны овладеть математическими знаниями, уметь самостоятельно объединять различные группы
предметов, имеющие общий признак, устанавливать связи и отношения между целым
множеством и различными частями), считать, называть числа в прямом и обратном
порядке; успешно составлять и решать задачи; ориентироваться в окружающем
пространстве; сравнивать предметы по форме; измерять длину предметов. В этом
помогут такие дидактические пособия, как палочки Э. Дьенеша, «Колумбово яйцо», палочки Кьюзнера и др. Педагоги глубоко и полностью должны погружаются в интересующие темы и проблемы; твердо
отстаивают свое мнение; стремятся к наилучшему результату; проявляют интерес к
новым идеям и проблемам.
Организация в группе уголка занимательного математического материала даёт
положительный результат: дети учатся рассуждать, обосновывать ход поисков
решения задач; находить несколько вариантов решения проблемных математических
ситуаций. Появится желание занимать своё свободное время не только
развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального
усилия играми.
Таким образом, самостоятельная математическая деятельность предполагает
наличие мотива и инициативы со стороны ребёнка и косвенного руководства
взрослого, занятия в ходе самостоятельной математической деятельности
способствуют раскрытия потенциала для развития сенсорных и интеллектуальных
способностей детей в дошкольном возрасте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий