вторник, 27 мая 2014 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Вахитова А.Р.,
воспитатель МАОУ №477 г.Челябинск
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала. Ребенок, проявляя самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов, приобщается к сложному интеллектуальному труду.



Руководство развитием  самостоятельной   математической  
деятельности  в уголке занимательной математики направленно на поддержание и дальнейшее развитие у  детей  интереса к занимательным играм. Вся работа в уголке организуется с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагаются ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственно и нравственно- волевого развития, проявление активности. Вовлекаются в игры малоактивные, пассивные дети, заинтересовывают их и помогаю освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание  детьми  своих успехов в освоение игр. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны воспитателя должно быть направленно на постоянное развитие детской самостоятельности, инициативы творчества, которое реализуется в различных формах работы.
Педагогу важно создать развивающую предметно-пространственную  математическую среду для организации  самостоятельной деятельности детей. Для этого должен быть оформлен математический уголок. Организация уголка осуществляется с активным участием детей, что способствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желание играть. В художественном оформлении уголка необходимо использовать геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской литературы. Подбор игрового материала определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать деятельность для себя.
Занимательные тетради формируют элементарные геометрические представления у дошкольников. Развивает у них память, внимание, логическое мышление, создают условия для  работы над  графическими диктантами. Итогом выполнения  графического  диктанта  является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность детей в  занимательной   форме. Этому же будет способствовать специально составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры  занимательный  материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: авторских пальчиковых игр, загадок.
В результате использования практических действий в самостоятельной математической деятельности дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Дети достаточно хорошо должны овладеть математическими знаниями, уметь  самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными частями), считать, называть числа в прямом и обратном порядке; успешно составлять и решать задачи; ориентироваться в окружающем пространстве; сравнивать предметы по форме; измерять длину предметов. В этом помогут такие дидактические пособия, как палочки Э. Дьенеша, «Колумбово яйцо»,  палочки Кьюзнера и др.  Педагоги глубоко и полностью должны погружаются в интересующие темы и проблемы; твердо отстаивают свое мнение; стремятся к наилучшему результату; проявляют интерес к новым идеям и проблемам.
 Организация в группе уголка занимательного математического материала даёт положительный результат: дети учатся рассуждать, обосновывать ход поисков решения задач; находить несколько вариантов решения проблемных математических ситуаций. Появится желание занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Таким образом,  самостоятельная математическая деятельность предполагает наличие мотива и инициативы со стороны ребёнка и косвенного руководства взрослого, занятия в ходе самостоятельной математической деятельности способствуют раскрытия потенциала для развития сенсорных и интеллектуальных способностей детей в дошкольном возрасте.


Комментариев нет:

Отправить комментарий