среда, 28 мая 2014 г.

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Вовкогон А.В. воспитатель  филиала МАДОУ ЦРР №17 г. Челябинска
 Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной деятельности, являясь врождёнными, однако требуют дальнейшего развития.  

Целенаправленными и систематичными действия по развитию познавательных процессов и познавательной активности становятся с момента поступления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение.  Продуманная предметно-пространственная  среда, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, подобранные дидактические материалы и пособия,  профессионально подготовленный педагог – всё это должно благоприятно сказываться на развитии познавательных способностей.  Но исследования психологов свидетельствуют об обратном: к моменту поступления в школу, многие дети хоть и обладают достаточно развитым вниманием, воображением, мышлением, имеют очень низкий уровень познавательной активности. Дети теряют интерес к познанию окружающего мира, не хотят самостоятельно искать ответы на появившиеся вопросы в ходе изучения окружающей действительности, не хотят создавать, творить, становясь всё более потребителями готовой информации, знаний, продуктов творческой активности.
Причины данной проблемы познавательного развития нам видятся в следующем:
- зачастую в дошкольном образовательном учреждении ребёнок является только субъектом педагогических воздействий. В ходе непосредственно-образовательной деятельности педагоги чаще используют  пассивные методы обучения;
- несмотря на множество программ дошкольного образования, регламентирующих в том числе и создание разнообразной развивающей среды, можно увидеть недостаточное количество  материалов для свободного экспериментирования, самостоятельного творческого поиска решений.
Одним из возможных способов решения этой проблемы является интеграция элементов педагогической системы Монтессори в предметно-  пространственную  среду  нашего дошкольного образовательного учреждения. И вот почему:
Во-первых,  ведущая роль в образовательном процессе  в системе Монтессори сдвигается с педагога на ребёнка. Ребёнок не просто субъект, а активный объект, который сам выбирает материал для работы,  продолжительность и темп работы с выбранным материалом. Теперь вопрос, с которым педагог чаще обращается к ребёнку «выбирай, чем ты будешь заниматься» вместо «сегодня мы с вами будем делать следующее».  В рамках образовательной программы дошкольного учреждения, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами, такой подход вовсе не отменяет непосредственно-образовательную деятельность как таковую, а лишь дополняет её.
Во-вторых,  свободный и самостоятельный выбор и деятельность невозможна без умения сосредоточено работать продолжительное время, доводить начатое дело до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом, слушать его пояснения, контролировать свои ошибки. Работа  с Монтессори-материалом не только активизирует внимание и мыслительные процессы, но и развивает терпение, выносливость и усидчивость, необходимые для интеллектуальной деятельности. Таким образом, именно в свободной и самостоятельной деятельности создаются все предпосылки для активного развития познавательных процессов  и познавательной активности.
В-третьих, уникальные дидактические монтессори-материалы, специально организованная  обучающая среда, разделённая на пять зон и  учитывающая физические особенности ребёнка,  создаёт широкий простор для экспериментирования и творческого развития.
Учитывая тот факт, что  наше  дошкольное образовательное учреждение работает по программе «Детство», а значит уже имеет  насыщенную предметно-пространственную среду, будет наиболее уместно (особенно на первоначальном этапе) интегрировать лишь наиболее актуальные зоны с соответствующим дидактическим материалом. А именно:
- зону упражнений практической жизни
- зону сенсорного развития
- видоизменить творческую зону, привнеся в неё творческие проекты.
Зона упражнений практической жизни.  Упражнения с материалами данной зоны помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания, развивают мелкую моторику и готовят детей к взрослой жизни.  Как правило, включают в себя материалы для экспериментирования с водой (переливание в разные ёмкости, взбивание пены венчиком и пр.), крупами; рамки для застёгивания пуговиц, молний, всевозможные шнуровки.  Многие материалы учат детей реальным навыкам: завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, мытьё посуды и пр.
Зона сенсорного развития. Основное назначение материалов данной зоны – развитие ощущений отдельных явлений и свойств предметов и их целостного восприятия. Сенсорное воспитание, по мнению М.Монтессори, - основа интеллектуального развития. Здесь мы собираем материалы для развития всех пяти органов чувств. Ткани с разной фактурой, баночки с разными запахами, парные цветные карточки и пр.
В творческой зоне помимо традиционных материалов для лепки, рисования и аппликации размещаем творческий проект, для реализации которого нам потребуются и краски, и пластилин и цветная бумага. Цель такого проекта – создать единое пространство для свободного творчества ребёнка. Ярким примером является проект «Подсолнух». Изображённый на бумаге формата А5 контур одного большого подсолнуха и двух-трёх мелких цветков  располагаем в творческой зоне на уровне глаз детей.  Рядом размещаем жёлтые лепестки, вырезанные из цветной бумаги, клей, семена подсолнечника, чёрный пластилин, скатанный в шарики. Обязательно показываем детям, как работать с данным проектом.
При создании таких зон и внесении специфичного дидактического материала в предметно-пространственную среду педагогу нужно  руководствоваться следующими правилами:
1.   В среде не может быть  два и более одинаковых дидактических материала. При этом каждый материал должен быть эстетически красивым.
2.   Недостаточно просто внести материал в предметно-развивающую среду. Необходимо показать ребёнку, как взаимодействовать с каждым материалом, обратить его  внимание  на свойства каждого предмета, т.е. презентовать материал детям.
3.    Педагогу нужно быть готовым к естественным последствиям при работе с довольно необычным для традиционной системы материалом: пролитой воде,  просыпанной крупе и пр. А значит нужно заранее показать ребёнку, где находится тряпка для вытирания воды, веник для сметания крупы. И ни в коем случае не ругать ребёнка, а лишь объяснить, что произошло, и почему пол стал мокрым.
Итак,  проблема познавательного развития на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. На наш взгляд, наиболее эффективными условия будут при интеграции элементов системы Марии Монтессори в образовательную программу дошкольного учреждения. Первые шаги по такой интеграции уже сделаны: созданы зона упражнений практической жизни и зона сенсорного развития, в творческую зону внесены проекты. Продолжается подготовка разнообразного интересного дидактического материала. Как и продолжается изучение педагогической системы Марии Монтессори. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий