Вовкогон
А.В. воспитатель филиала МАДОУ ЦРР №17 г. Челябинска
Познавательные процессы
(восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую
человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки
к познавательной деятельности, являясь врождёнными, однако требуют дальнейшего
развития.
Целенаправленными и
систематичными действия по развитию познавательных процессов и познавательной
активности становятся с момента поступления ребёнка в дошкольное
образовательное учреждение. Продуманная предметно-пространственная
среда, в связи с введением федеральных государственных образовательных
стандартов, подобранные дидактические материалы и пособия, профессионально подготовленный педагог – всё
это должно благоприятно сказываться на развитии познавательных
способностей. Но исследования психологов
свидетельствуют об обратном: к моменту поступления в школу, многие дети хоть и
обладают достаточно развитым вниманием, воображением, мышлением, имеют очень
низкий уровень познавательной активности. Дети теряют интерес к познанию
окружающего мира, не хотят самостоятельно искать ответы на появившиеся вопросы
в ходе изучения окружающей действительности, не хотят создавать, творить,
становясь всё более потребителями готовой информации, знаний, продуктов
творческой активности.
Причины данной проблемы
познавательного развития нам видятся в следующем:
-
зачастую в дошкольном образовательном учреждении ребёнок является только
субъектом педагогических воздействий. В ходе непосредственно-образовательной
деятельности педагоги чаще используют
пассивные методы обучения;
-
несмотря на множество программ дошкольного образования, регламентирующих в том
числе и создание разнообразной развивающей среды, можно увидеть недостаточное
количество материалов для свободного
экспериментирования, самостоятельного творческого поиска решений.
Одним
из возможных способов решения этой проблемы является интеграция элементов
педагогической системы Монтессори в предметно-
пространственную среду нашего
дошкольного образовательного учреждения. И вот почему:
Во-первых, ведущая роль в образовательном процессе в системе Монтессори сдвигается с педагога на
ребёнка. Ребёнок не просто субъект, а активный объект, который сам выбирает
материал для работы, продолжительность и
темп работы с выбранным материалом. Теперь вопрос, с которым педагог чаще
обращается к ребёнку «выбирай, чем ты будешь заниматься» вместо «сегодня мы с
вами будем делать следующее». В рамках
образовательной программы дошкольного учреждения, регулируемой федеральными
государственными образовательными стандартами, такой подход вовсе не отменяет
непосредственно-образовательную деятельность как таковую, а лишь дополняет её.
Во-вторых, свободный и самостоятельный выбор и
деятельность невозможна без умения сосредоточено работать продолжительное время,
доводить начатое дело до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога,
когда он показывает, как работать с материалом, слушать его пояснения,
контролировать свои ошибки. Работа с
Монтессори-материалом не только активизирует внимание и мыслительные процессы,
но и развивает терпение, выносливость и усидчивость, необходимые для
интеллектуальной деятельности. Таким образом, именно в свободной и
самостоятельной деятельности создаются все предпосылки для активного развития
познавательных процессов и познавательной
активности.
В-третьих,
уникальные дидактические монтессори-материалы, специально организованная обучающая среда, разделённая на пять зон
и учитывающая физические особенности
ребёнка, создаёт широкий простор для
экспериментирования и творческого развития.
Учитывая
тот факт, что наше дошкольное образовательное учреждение
работает по программе «Детство», а значит уже имеет насыщенную предметно-пространственную среду,
будет наиболее уместно (особенно на первоначальном этапе) интегрировать лишь
наиболее актуальные зоны с соответствующим дидактическим материалом. А именно:
- зону
упражнений практической жизни
- зону
сенсорного развития
-
видоизменить творческую зону, привнеся в неё творческие проекты.
Зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами данной зоны помогают улучшить
координацию движений, способствуют концентрации внимания, развивают мелкую
моторику и готовят детей к взрослой жизни.
Как правило, включают в себя материалы для экспериментирования с водой
(переливание в разные ёмкости, взбивание пены венчиком и пр.), крупами; рамки
для застёгивания пуговиц, молний, всевозможные шнуровки. Многие материалы учат детей реальным навыкам:
завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, мытьё посуды и пр.
Зона сенсорного развития. Основное назначение материалов данной зоны –
развитие ощущений отдельных явлений и свойств предметов и их целостного восприятия.
Сенсорное воспитание, по мнению М.Монтессори, - основа интеллектуального
развития. Здесь мы собираем материалы для развития всех пяти органов чувств.
Ткани с разной фактурой, баночки с разными запахами, парные цветные карточки и
пр.
В творческой зоне помимо традиционных материалов для лепки,
рисования и аппликации размещаем творческий проект, для реализации которого нам
потребуются и краски, и пластилин и цветная бумага. Цель такого проекта –
создать единое пространство для свободного творчества ребёнка. Ярким примером
является проект «Подсолнух». Изображённый на бумаге формата А5 контур одного
большого подсолнуха и двух-трёх мелких цветков располагаем в творческой зоне на уровне глаз
детей. Рядом размещаем жёлтые лепестки,
вырезанные из цветной бумаги, клей, семена подсолнечника, чёрный пластилин,
скатанный в шарики. Обязательно показываем детям, как работать с данным
проектом.
При
создании таких зон и внесении специфичного дидактического материала в предметно-пространственную
среду педагогу нужно руководствоваться
следующими правилами:
1.
В среде не может
быть два и более одинаковых
дидактических материала. При этом каждый материал должен быть эстетически
красивым.
2.
Недостаточно просто
внести материал в предметно-развивающую среду. Необходимо показать ребёнку, как
взаимодействовать с каждым материалом, обратить его внимание
на свойства каждого предмета, т.е. презентовать материал детям.
3.
Педагогу нужно быть готовым к естественным
последствиям при работе с довольно необычным для традиционной системы
материалом: пролитой воде, просыпанной
крупе и пр. А значит нужно заранее показать ребёнку, где находится тряпка для
вытирания воды, веник для сметания крупы. И ни в коем случае не ругать ребёнка,
а лишь объяснить, что произошло, и почему пол стал мокрым.
Итак, проблема познавательного развития на
протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогических
исследованиях. На наш взгляд, наиболее эффективными условия будут при
интеграции элементов системы Марии Монтессори в образовательную программу
дошкольного учреждения. Первые шаги по такой интеграции уже сделаны: созданы
зона упражнений практической жизни и зона сенсорного развития, в творческую
зону внесены проекты. Продолжается подготовка разнообразного интересного
дидактического материала. Как и продолжается изучение педагогической системы
Марии Монтессори.
Комментариев нет:
Отправить комментарий