Горячко Е.Ю., воспитатель, МАДОУ ЦРР ДС № 440
Актуальность исследовательской деятельности обозначена проектом Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Одним из принципов стандарта является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Актуальность исследовательской деятельности обозначена проектом Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Одним из принципов стандарта является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
К основным видам
деятельности ребёнка дошкольника относится конструктивная деятельность. На
занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных
способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают
не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из
строительного материала — здания, мосты и т.д.), но и обобщенные умения —
целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять
на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные
части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и
обобщения.
Большое значение
конструктивной деятельности уделяется в программе Л.А.Венгера «Развитие» содержание которой используется в реализации
основной образовательной программы МАДОУ ЦРР ДС
г.Челябинска.
В младшем дошкольном
возрасте(3-4 года) конструктивная деятельность детей в значительной степени
связана с сюжетной игрой. На основе игровой мотивации дети начинают создавать
из набора строительных инструментов целостные постройки, сходные с реальными
предметами (дорожки, заборы, ворота, лесенки, мост, домик). Такие постройки
дети создают для игры, в которой они используют мелкие игрушки (матрешки,
машинки, мелкие животные, деревья). Обыгрывание готовой постройки дает детям
возможность выделить существенные свойства предмета и его функций, и обнаружить
связь между этой функцией и строением предмета. Кроме того, в ходе
непосредственно образовательной деятельности по конструированию дети осваивают
навыки соединения деталей и запоминают названия строительных элементов (кубик,
кирпичик, треугольная призма, брусок, пластина).
В дальнейшем интерес к
воспроизведению в постройках существенных особенностей предметного мира
проявляется независимо от игровой поддержки. В своей работе мы знакомим детей с
действием практического моделирования предметов – с образцом постройки. По
образцу строятся трамвай, грузовая машина, фургон. Дети учатся использовать
образец постройки в качестве средства организации собственной конструктивной
деятельности, соотносить модель с предметом и деталями материала, осваивают
правила возведения построек. В отдельных случаях детей учат узнавать предмет на
простейшей линейной или контурной схеме, накладывать или подравнивать к схеме
детали постройки. Например, при строительстве замкнутой загородки с дверью
воспитатель использует практическое наложение деталей на рисунок, изображающий
план загородки (форма огороженного пространства - прямоугольник, местоположение
двери, места поворота фигур). При строительстве одноэтажного домика, дети не
только узнают предмет на схеме, но и
знакомятся со схемой ориентиром «вид спереди» и «вид сверху».
Программа Л.А.Венгера
предусматривает использование в работе с детьми большого количества творческих
заданий:
·
Конструирование
по собственному замыслу (строительство совершенно новых построек для куклы,
конструирование по мотивам стихотворений А.Барто, построение композиций на
сюжет сказки «Репка», конструирование предметов мебели);
·
Дополнение
незавершенных частей предмета;
·
Конструирование
под влиянием музыкальных впечатлений («Колыбельной» Моцарта);
·
Символическое
изображение предмета, персонажа ситуации (Строительство улицы города,
строительство теремка и разыгрывание сказки).
В качестве средств
ознакомления детей с программным материалом используются:
·
Показ
наиболее общих способов построения предметов каждой группы;
·
Демонстрация
готового наглядного образца постройки и организация его анализа с помощью серии
вопросов, указывающих порядок выполнения в нем функциональных и структурных особенностей
всего предмета в целом и составляющих его частей(что построишь, для кого или
для чего, какая будет постройка по виду, что в ней будет);
·
Словесное
и наглядное обозначение требований к будущему продукту конструирования (При
постройке маленьких ворот воспитатель обращает внимание что столбы, которые
стоят друг против друга не так, то ворота будут непрочными);
·
Создания
условий стимулирующих возникновение и развитие самостоятельного конструктивного
замысла ребёнка.
В дальнейшем в старших
возрастных группах дети научатся читать планы построек в трех плоскостях
(спереди, с боку, с верху), что позволит им более четко ориентироваться в
реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое
главное – создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно
воплощать свои замыслы в материале. Более того, они поймут и символическую
сторону конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных
стилях архитектуры), поэтому замок Золушки у них будет «добрым, весёлым», а избушка
Бабы Яги, конечно «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет
способствовать развитию творческих способностей.
Таким образом
конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов деятельности,
способствующей развитию общих познавательных и творческих способностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий