понедельник, 2 декабря 2013 г.

Статья Развитие поисково-исследовательских навыков у детей младшего дошкольного возраста в ходе обучения конструированию.

Горячко Е.Ю., воспитатель, МАДОУ ЦРР ДС № 440

Актуальность исследовательской деятельности обозначена проектом Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Одним из принципов стандарта является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.


К основным видам деятельности ребёнка дошкольника относится конструктивная деятельность. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Большое значение конструктивной деятельности уделяется в программе Л.А.Венгера «Развитие»  содержание которой используется в реализации основной образовательной программы МАДОУ ЦРР ДС  г.Челябинска.
В младшем дошкольном возрасте(3-4 года) конструктивная деятельность детей в значительной степени связана с сюжетной игрой. На основе игровой мотивации дети начинают создавать из набора строительных инструментов целостные постройки, сходные с реальными предметами (дорожки, заборы, ворота, лесенки, мост, домик). Такие постройки дети создают для игры, в которой они используют мелкие игрушки (матрешки, машинки, мелкие животные, деревья). Обыгрывание готовой постройки дает детям возможность выделить существенные свойства предмета и его функций, и обнаружить связь между этой функцией и строением предмета. Кроме того, в ходе непосредственно образовательной деятельности по конструированию дети осваивают навыки соединения деталей и запоминают названия строительных элементов (кубик, кирпичик, треугольная призма, брусок, пластина).
В дальнейшем интерес к воспроизведению в постройках существенных особенностей предметного мира проявляется независимо от игровой поддержки. В своей работе мы знакомим детей с действием практического моделирования предметов – с образцом постройки. По образцу строятся трамвай, грузовая машина, фургон. Дети учатся использовать образец постройки в качестве средства организации собственной конструктивной деятельности, соотносить модель с предметом и деталями материала, осваивают правила возведения построек. В отдельных случаях детей учат узнавать предмет на простейшей линейной или контурной схеме, накладывать или подравнивать к схеме детали постройки. Например, при строительстве замкнутой загородки с дверью воспитатель использует практическое наложение деталей на рисунок, изображающий план загородки (форма огороженного пространства - прямоугольник, местоположение двери, места поворота фигур). При строительстве одноэтажного домика, дети не только узнают предмет на схеме, но и  знакомятся со схемой ориентиром «вид спереди» и «вид сверху».
Программа Л.А.Венгера предусматривает использование в работе с детьми большого количества творческих заданий:
·             Конструирование по собственному замыслу (строительство совершенно новых построек для куклы, конструирование по мотивам стихотворений А.Барто, построение композиций на сюжет сказки «Репка», конструирование предметов мебели);
·             Дополнение незавершенных частей предмета;
·             Конструирование под влиянием музыкальных впечатлений («Колыбельной» Моцарта);
·             Символическое изображение предмета, персонажа ситуации (Строительство улицы города, строительство теремка и разыгрывание сказки).
В качестве средств ознакомления детей с программным материалом используются:
·             Показ наиболее общих способов построения предметов каждой группы;
·             Демонстрация готового наглядного образца постройки и организация его анализа с помощью серии вопросов, указывающих порядок выполнения в нем функциональных и структурных особенностей всего предмета в целом и составляющих его частей(что построишь, для кого или для чего, какая будет постройка по виду, что в ней будет);
·             Словесное и наглядное обозначение требований к будущему продукту конструирования (При постройке маленьких ворот воспитатель обращает внимание что столбы, которые стоят друг против друга не так, то ворота будут непрочными);
·             Создания условий стимулирующих возникновение и развитие самостоятельного конструктивного замысла ребёнка.
В дальнейшем в старших возрастных группах дети научатся читать планы построек в трех плоскостях (спереди, с боку, с верху), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное – создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы в материале. Более того, они поймут и символическую сторону конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры), поэтому замок Золушки у них будет «добрым, весёлым», а избушка Бабы Яги, конечно «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.
Таким образом конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов деятельности, способствующей развитию общих познавательных и творческих способностей.





Комментариев нет:

Отправить комментарий