понедельник, 2 декабря 2013 г.

Статья "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Жигалова Т.С., воспитатель МБДОУ ДС КВ №57

Модернизация системы дошкольного образования, повышение качества образования  в условиях реализации Федеральных государственных требований, введения ФГОС ДО сегодня особенно актуальна. Значимое направление модернизации образования — развитие личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных в России, установил, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли, гендерной индетификации:
·        к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
·        в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.
Механизмом гендерного воспитания детей выступают личностно-ориентированные технологии:
1.Средство:
·        игры
·        народные сказки
·        пословицы
·        колыбельные песни
2.Методы:
·        игры       
·        познавательно-развивающие этические беседы
·        проблемные   ситуации
·        схемы-действия
3.Формы:
·        игровая деятельность
·        экспериментальная
·        проблемно- поисковая
Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание  предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Помещение, в котором проводят время дети – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многого другого, что связано с развитием личности маленького ребенка.
Гендерный подход   нашел свое отражение и в нашей группе  в образовательной и самостоятельной деятельности.  
C учетом полового признака, в уголке  уединения  у нас имеются фотоальбомы с семейными фотографиями с условными обозначениями для мальчиков и девочек, а также  при сервировке стола. Также для формирования гендерной устойчивости могут быть  использованы  маркеры гендерных различий. Полотенца, стаканчики для полоскания рта, постельное белье, покрывала на кровати. Это необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.





Комментариев нет:

Отправить комментарий