Лебедева О. Б., воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ ЦРР ДС №73 г.Челябинска
Работая в
дошкольном учреждении, ведущую роль в обеспечении эффективности
воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Чем сильнее работа педагога, тем результативнее успехи детей.
Умственное
развитие детей дошкольного возраста - это совокупность количественных и
качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в
связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.
В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь,
совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими
способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника
имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Основными
показателями являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие
творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности,
необходимыми для приобретения новых знаний.
Формирование
развития детей дошкольного возраста складывается из: представлений о простейших
явлениях окружающей жизни; развитие
познавательных процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления,
речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие
интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной
деятельности.
Ребенок
в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и
явлениями. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса
знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Важной задачей умственного
воспитания является развитие познавательных психических процессов - ощущений,
восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.
Особая
роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным
языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение
речью дает ребенку возможность получать знания о действительности (через рассказ, художественное произведение,
объяснение воспитателя), а не только путем непосредственного восприятия
предметов или явлений. В дошкольном возрасте у детей формируется способность
сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том,
чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.
Большое
внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для творческой
деятельности. Впервые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе
которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется
творческое воображение.
Любознательность
- качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему
миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. Воспитатель
поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь
вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на
самостоятельный поиск ответа.
Для развития
умственных способностей ребенка проводят игры, где надо быстро дать ответ
(«Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.),
решать несложные задачи; организуют элементарную исследовательскую
деятельность, предлагают задачи-головоломки. Эти умения и навыки являются
составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно
овладевать знаниями.
Окружающая
жизнь - основной источник для детей
дошкольного возраста.
Предусмотрено
знакомство детей с природой, с трудом людей разных профессий, с доступными для
них явлениями общественной жизни, с предметами, их качествами и свойствами.
Дети задают большое количество вопросов об окружающем. Вопросы - показатель
детей к ответам их любознательности, они
выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос
показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь
одних явлений с другими. Ответы должны быть достоверными, определенными.
Краткий ответ («да», «нет») не способствует развитию любознательности:
воспитатель должен помочь ребенку глубже увидеть явление, показать связи и
зависимости между явлениями.
В
процессе развития педагог использует различные методы и приемы, с помощью которых достигается усвоение детьми
знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы принято делить на наглядные, словесные, практические и игровые. В практической деятельности идёт демонстрация
натуральных объектов (предметов,
явлений), наглядных пособий (картин,
образцов и др.), применение технических средств (использование диафильмов, кинофильмов,
магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).
Наблюдение
- это способ
получения информации, происходящих событий человеком. Воспитатель
помогает детям наблюдать за трудом взрослых, движением транспорта, поведением и
повадками животных, изменениями в жизни
растений, в неживой природе и т. д.
Большое
место в работе с детьми занимает художественное чтение и рассказывание.
Воспитатель читает рассказы, стихи, сказки для того, чтобы познакомить детей с
художественными произведениями, сообщить новые знания, вызвать нужное
эмоциональное состояние: радость, гордость, веселье, лирическое настроение.
Воспитатель должен владеть мастерством художественного чтения: это помогает
глубже понять идейное содержание произведения, лучше почувствовать образы
героев.
Беседа -
один из основных словесных методов. С помощью заранее подготовленных вопросов
воспитатель активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся
знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым
рассуждениям. Обмен мнениями создает благоприятные условия для усвоения детьми
новых знаний, развития их мышления и познавательных интересов.
Дети
широко используют полученные знания и умения в своих играх: изготовляют
необходимое оборудование, применяя умения в рисовании, вырезании,
конструировании; сооружают постройки и т. п.; полученные знания отражаются в
содержании разнообразных игр.
Большое
влияние на развитие детей оказывает
семья. В домашней обстановке, во время совместных прогулок и игр с родителями
имеются благоприятные условия для расширения кругозора детей, развития речи,
формирования познавательных интересов. Воспитатель знакомит родителей с
задачами по расширению кругозора в бытовой деятельности, советует родителям
систематически спрашивать их, что они делали на занятиях, во что играли. Все
это может быть предметом обсуждения на родительских собраниях, консультациях, в
индивидуальных беседах с родителями. Совместная работа
детского сада и семьи обеспечивает успешное развитие ребенка.
С
помощью мониторинга выявляется успеваемость ребёнка. Мониторинг носит индивидуальный
характер и проводится 2 раза в год. В начале учебного года по
результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого
воспитанника. Соответственно осуществляется планирование образовательного
процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его
индивидуализации. По итогам мониторинга в конце учебного года делаются
выводы о степени удовлетворения и достижении образовательных потребностей
влияющих на качество дошкольного
образования.
Таким образом, повышение
качества образования в дошкольном образовательном учреждении путем формирования
знаний у детей дошкольного возраста способствует расширению их кругозора,
мировоззрения, улучшает восприятие к внешнему миру, способствует подготовке к
школьному обучению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий