Евсеева Н.А., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ДС КВ №57
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа
взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где
выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности.
В соответствии с ФГТ и введением ФГОС дошкольного образования предлагается особое внимание у детей уделять
формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста.
Одна из задач современного дошкольного образования – помочь
ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права
человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение
сострадать, принимать другого таким, каков он есть.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую
важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик,
отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения
и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка
постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных
явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности
в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в
дошкольном учреждении.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности
с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду.
Для дошкольного учреждения воспитания толерантности актуальна сама по
себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с
разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Прививая детям толерантность можно использовать
разнообразные методы и приемы.
С целью изучения возможностей педагогической деятельности в
направлении формирования толерантности,
чувства эмпатии, нами был разработан групповой проект « Ребята, давайте
жить дружно!».
Его цель
- формирование у старших дошкольников способности понимать и
принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать,
сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.
Проект строится
на основе реализации
принципа единства деятельности
детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и
семьями воспитанников. Он охватывает
различные виды деятельности детей старшего возраста: Познавательно - речевая
деятельность включает целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам,
включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и
произведений писателей и т.д.
Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: декоративное
рисование , рисование «Дом , в котором мы живем», «Мой друг», «Мой любимый
сказочный герой», конструирование
«Подарок для друга», коллективная работа «Царство вежливости и доброты» и др
Игровая деятельность включает дидактические игры,
театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных
занятиях предусмотрено прослушивание и разучивание песен о дружбе, проведение
хороводов и др.
В рамках проекта мы используем различные формы работы:
1.
НОД - «Учимся быть дружными»,
«Мои друзья», «Фея «Добра» у нас в
гостях», «Пусть добро навеки побеждает зло», «Царство вежливости и красоты»,
«Праздник добра и вежливости»;
2.
Моделирование ситуаций - если
тебя дразнят, с тобой не делятся, тебя обидели, если у твоего друга появился
новый друг;
3.
Совместная
деятельность - Чтение художественной литературы,
беседы, обыгрывание сказок, ролевые игры, создание альбома: «Правила поведения
дошкольника», коллективная работа: «Дерево ласковых имен», беседы о добрых
делах, разучивание «мирилок»;
4.
Создание пособий - Картотека
«Мирилки», подборка «Стихи о дружбе»,
картотека игр для формирования чувства эмпатии у детей;
5.
Самостоятельная работа с родителями - изготовления
макетов, сюрпризов для друзей; «Кормушка для птиц», создание альбома «Наши
добрые дела»; консультации по темам «Воспитание дружеских отношений в игре»,
«Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»; собрание «Воспитываем
добротой».
6.
Дидактические игры - «Волшебный стул»,
«Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Что такое хорошо, что такое
плохо», «Дополни рисунок», «Я не должен – я должен».
Проект позволил
организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного
возраста и помог разработать систему
мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий