понедельник, 2 декабря 2013 г.

Статья Использование педагогических технологий в целях формирования у детей толерантности

Евсеева Н.А., воспитатель 1 квалификационной категории  МБДОУ ДС КВ №57


Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности.
В соответствии с ФГТ и введением ФГОС дошкольного образования  предлагается особое внимание у детей уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Одна из задач современного дошкольного образования – помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого таким, каков он есть.
Актуальность формирования толерантности у детей  дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду.
Для дошкольного учреждения  воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Прививая детям толерантность можно использовать разнообразные методы и приемы.
С целью изучения возможностей педагогической деятельности в направлении формирования толерантности, чувства эмпатии, нами был разработан групповой проект « Ребята, давайте жить дружно!».
Его цель - формирование  у старших дошкольников способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.
Проект строится  на основе реализации  принципа  единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами  ДОУ  и семьями воспитанников. Он  охватывает различные виды деятельности детей старшего возраста: Познавательно - речевая деятельность включает целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей и т.д.
Полученные знания дети реализуют  в продуктивной деятельности: декоративное рисование , рисование «Дом , в котором мы живем», «Мой друг», «Мой любимый сказочный герой»,  конструирование «Подарок для друга», коллективная работа «Царство вежливости и доброты» и др
Игровая деятельность включает дидактические игры, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях предусмотрено прослушивание и разучивание песен о дружбе, проведение хороводов и др.
В рамках проекта мы используем различные формы работы:
1.     НОД - «Учимся быть дружными», «Мои друзья»,  «Фея «Добра» у нас в гостях», «Пусть добро навеки побеждает зло», «Царство вежливости и красоты», «Праздник добра и вежливости»;
2.     Моделирование ситуаций  -  если тебя дразнят,  с тобой не делятся,  тебя обидели, если у твоего друга появился новый друг;
3.     Совместная деятельность - Чтение художественной литературы, беседы, обыгрывание сказок, ролевые игры, создание альбома: «Правила поведения дошкольника», коллективная работа: «Дерево ласковых имен», беседы о добрых делах, разучивание «мирилок»;
4.     Создание пособий - Картотека «Мирилки», подборка «Стихи  о дружбе», картотека игр для формирования чувства эмпатии у детей;
5.     Самостоятельная работа с родите­лями - изготовления макетов, сюрпризов для друзей; «Кормушка для птиц», создание альбома «Наши добрые дела»; консультации  по темам  «Воспитание дружеских отношений в игре», «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»; собрание «Воспитываем добротой».
6.     Дидактические игры - «Волшебный стул», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Я не должен – я должен».
Проект позволил организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и помог разработать систему  мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.



Комментариев нет:

Отправить комментарий